?

Log in

Previous Entry | Next Entry

  Начнем с христианских представлений. И прямо сразу самое загадочное разгадаем - Троицу.

 Три "ипостаси" реальности (которую мы соотнесли с Богом) можно осмыслить так: вещество, информация и энергия.
 Эти три субстанции неразделимы.  Вещество, как известно, состоит из атомов, а структура каждого атома (и даже частицы меньше атома имеют свои параметры) - это уже информация. Далее физика и персонально Альберт Эйнштейн сообщают нам посредством Той Самой Формулы, что масса эквивалентна энергии, а поскольку масса  - характеристика вещества, то мы можем быть уверены: где вещество, там и энергия. Ну вот, вроде разобрались в том, что вещество - это одновременно и информация, и энергия.

 С другой стороны, если не углубляться в физику до такого уровня, на котором грань между этими понятиями размывается, то мы в своем повседневном опыте совсем их не путаем. В отличие от информации и энергии, о веществе можно сказать, что оно, как правило, осязаемо, и из каких-то веществ могут быть созданы предметы. Информацию мы способны сообщить, вспомнить, истолковать, учесть в своих действиях и прочее, но не использовать как вещественный предмет. Энергия мыслится как средство, запускающее или поддерживающее какое-то движение, процесс - и ни информация, ни вещество как таковые не заменят ее в этом.

 Тут фокус с троичностью прост, конечно, и заключается в абстрагировании: говоря об одном аспекте реальности, о двух других мы в этот момент не думаем. Такая не слишком сложная модель, однако, в общих чертах как будто подходит к христианскому понятию о Троице. Нераздельность сущности и различимость ипостасей мы рассмотрели. Перейдем к их взаимоотношениям.

 Сын предвечно рождается от Отца... Вещество во Вселенной  - от галактик до микрочастиц - находится в движении; кроме перемещений в пространстве, происходят химические и ядерные реакции, всевозможные круговороты и тому подобное, не говоря уж о биологической жизни. Все эти процессы производят изменения - то есть порождают новую информацию. Что и требовалось показать. :)

 Святой Дух исходит от Отца... Известные способы получения энергии из вещества: химические реакции (простейший пример - горение), ядерные реакции, да еще такая слегка фантастическая штука, как аннигиляция.

 Можно даже порассуждать о "филиокве". Без "информационного сопровождения" процесс не обходится точно - начальные условия, количество выделившейся энергии, формулы веществ "в остатке"; с другой стороны, трудно вообразить переход самой информации, "без вещества", в энергию... Я склоняюсь к опять-таки компромиссному выводу, что правы и католики, и православные. :)

 Любовь, существующую между тремя ипостасями, интерпретируем как их взаимодействие - движение, взаимопревращение.

 По поводу личностей ипостасей. Насколько я понимаю, под словом "личность" здесь богословие понимает отнюдь не человекоподобие, а именно "индивидуальность" ипостасей, отличие каждой от двух других. Так что тут противоречий нет. Для "Троицы целиком", то есть Бога, актуальна другая сторона представлений о личности - такое качество, как целостность. "Понятие "целостность" выражает интегрированность, самодостаточность, автономность объектов, обладающих сложной внутренней структурой", - пишут в энциклопедии, и все это в полной мере можно отнести к мирозданию.

 Чтобы поговорить о трансцендентности Бога, нам придется немножко усложнить картину, вспомнив о том, что все знания, все понятия в наших головах - это только отражения реальности, и отражения приблизительные. Мы воспринимаем не всю реальность - в ней для нас чересчур много информации, человеческий мозг маловат для такого объема, да плюс еще система восприятия, сформированная эволюцией, имеет естественные ограничения (ультразвук не слышим, атомы не видим). Это уже поясняет трансцендентность "Бога"-реальности, "запредельность" его для нашего опыта. Хуже того: все, что мы все-таки видим и слышим, мы пропускаем еще через одну систему - мировоззрения, образованную культурой и собственной индивидуальностью (и эти "очки" имеют тенденцию превращаться в шоры). Суть даже не в различных взглядах, а непосредственно в языке. В самой природе ни к чему не привешены таблички "вещество", "энергия", или даже что-нибудь попроще... Подобные таблички издревле изобретаются человечеством для собственного удобства и по мере необходимости и развешиваются в умах достаточно произвольно (особенно в донаучную эпоху). Все это и делает наши представления лишь приблизительными.
 Но можно к этому подойти и с другой стороны, исторической. К.Хюбнер в "Истине мифа" излагает в том числе пространственные представления древних, отраженные в мифах. "Собственно космос понимается вопреки широко распространенной сегодня мифической гипотезе не как одно целое, чем должен ведать один бог (для политеистической конструкции мира такое представление невозможно). Небо (Уран, Олимп), Земля (Гея) и Преисподняя (Тартар) — скорее божественные сферы, подчиненные различным богам; они воспринимаются как равноценные, примерно как владения князей. "Космос" означает только то, что из соотношения этих владений получается некий порядок" (из главы VIII). Должно быть, подобные представления распространялись и на "обычную" реальность: мир состоял из более или менее упорядоченного "набора" отдельных мест и вещей, никак не связанных в целостную систему с общими законами. За образом единого Бога можно видеть обобщение, охватывающее всю эту разрозненность, "трансцендентное" для тогдашнего опыта, выходящее за его рамки. Тем более, что "системность" даже на уровне интуиции недоступна непосредственному восприятию, а доступна только мысленному взору.

 Все сказанное относится к представлениям о мире. Что касается психических процессов, то соответствием Троице, видимо, будет упомянутое абстрагирование. Во всяком случае, мне трудно вообразить какую бы то ни было модель Троицы, построенную без его применения. За такое понимание выступает и факт более позднего формирования этого образа по сравнению с другими, ведь абстрактное мышление исторически тоже "младше" образного.
К части 2                          

Comments

golovastik_l
Aug. 9th, 2014 09:06 am (UTC)
Геометрия оперирует уже готовыми абстракциями, я же здесь рассуждаю про подготовительный этап, "абстрагирование". Что касается числа "три" - я не думаю, что оно само по себе какое-то особое. Вот в книге Агранович и Березина "Homo amphibolos. Человек двусмысленный. Археология сознания." есть рассуждения на этот счет, в связи с человеческим мышлением. А Троица и ее ипостаси в христианстве - это образы, а не абстракции.

Profile

golovastik_l
головастик Эль

Latest Month

August 2016
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow