?

Log in

Previous Entry | Next Entry

 Критический взгляд нашего времени обнаруживает в религии массу недостатков и даже вреда, и не без оснований. С другой стороны, она дает нечто такое, что наука, будучи по определению вещью рациональной и дискретной, дать не в состоянии: образную картину мира, его целостное восприятие, связанное с правым полушарием - источником интуиции и творчества.

 Я разделяю точку зрения, что религия (со своими плюсами и минусами) - явление, возникшее в ходе эволюции человека и человеческого общества. И мне кажется, в нынешней ситуации несколько снивелировать ее минусы и при этом сохранить плюсы можно было бы (явная наивность :), немножко "подтянув" религию поближе к современности, найдя для нее новое толкование, так сказать, компромиссное.

 Вот нечто такое в моем варианте я и намерена обрисовать.

 Одновременно (и даже с некоторым перевесом) это и как бы научная гипотеза относительно религии. "Как бы" - потому что где я, а где наука... :)  Тем не менее, строить предположения все-таки никому не возбраняется. Шерлок Холмс в "Собаке Баскервилей" говорит Уотсону: "Ваши промахи иногда помогают мне выйти на правильный путь."  Вдруг мои ляпы (вполне допускаю, что их тут полно) сыграют для кого-то подобную роль?

 Обращаю ваше внимание: все изложенное ниже  - не "то, что на самом деле имели в виду создатели религиозных текстов", не результат кропотливого изучения источников, а просто моя вольная интерпретация, полет фантазии, сложившиеся в моей голове ассоциации. Подкрепить мне это нечем - ни фактами, ни (за редким исключением) логическими выкладками, поэтому я буду стараться просто иллюстрировать свои мысли, чтобы передать их понятнее и точнее.
 А также: я не собираюсь "подтверждать" либо "опровергать" что-либо религиозное. Рассуждения вообще вряд ли могут повлиять на наличие веры. Но могут уточнять ее аспекты.

 Лично мне больше верится в то, в чем я вижу какую-то общую гармонию, стремление к всеохватности - нежели в то, что жестко противопоставляет себя чему-то иному. Это привело к любопытным вещам: в какой-то момент моих размышлений над библейскими сюжетами (а все началось с попыток представить себе Бога) я вдруг увидела, что в складывающуюся картину успешно вписывается и кое-что из других религий - переселение душ, карма... Надо же! - к общему знаменателю можно привести не только научное и религиозное мировоззрение, но и отдельные религиозные системы, казалось бы, несовместимые... И это еще не предел.  :)  Оказывается, сюда же подключаются и древние, дорелигиозные верования (мифы с разными чудовищами и жертвоприношения), и картина разворачивается не только вширь (культурно-географически), но и вглубь (времен). Правда, придется все эти системы и верования перевернуть в некотором роде "вверх тормашками" - эпизоды загробной жизни "разместить" среди событий жизни обычной, в этом мире. Зато тогда возникает подозрение: возможно, это вовсе не перевернутая, а исходная их позиция, и под ногами у них намечается некая база.

 Итак, базовым предположением для всего построения является следующее: в религии отразились процессы, происходящие в психике человека: наличие сознания, эмоций, ход мышления; разумеется, не обошлось и без такой части, как представления об окружающем мире. (Что это предположение и впрямь имеет серьезные основания - я убедилась, познакомившись с книгой Конрада Лоренца "Оборотная сторона зеркала".) Хотелось бы, конечно, поставить все это во взаимно-однозначное соответствие с персонами и событиями, известными из религии... Однако религиозно-мифологическое мышление оперирует не четко разделенными понятиями, а многозначными образами и символами, поэтому однозначности - увы. А вот взаимность все-таки небезнадежна.

 Как выясняется, при таком подходе эпизоды, казавшиеся полностью лишенными логики, вдруг обретают ее; яркий пример - Авраам и Исаак.

 Безусловно, я не считаю психику единственным фактором, сыгравшим роль в развитии религии - другие (природные, социальные) никак нельзя отбрасывать, но здесь я их коснусь разве что вскользь. Я оставляю в стороне также и морально-этический аспект религии.

 В этом трактате я довольно подробно разбираю книгу "Бытие" из Ветхого Завета и Новый Завет, а также затрагиваю некоторые элементы дорелигиозной мифологии и индийских религий.

 Теперь несколько исходных моментов:

 - я буду по возможности разделять религиозное отражение представлений о мире и процессов, протекающих в психике (смена эмоциональных состояний, возникновение и развитие мысли и тому подобное, в том числе изменение представлений);

 - в качестве аксиомы принимается подход, близкий к Спинозе: с Богом сопоставим все существующее (дальше об этом подробнее); при этом "нематериальные вещи" - идеи, абстракции, ангелы и всяческое трансцендентное - не обитают нигде, кроме как в сознании людей;

 - существенна разница между восприятием событий "изнутри" психики конкретного человека и "извне" (т.е. с точки зрения других людей).

 И еще маленькое предупреждение. Как завещал великий Мюнхгаузен, рассказывать буду чуть-чуть с улыбкой: средство против занудности и для самоиронии.

 Ну вот, можно переходить к делу.       К части 1

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
livejournal
Aug. 8th, 2014 12:50 pm (UTC)
"Рацио религий"
Пользователь sergey_plat сослался на вашу запись в своей записи «"Рацио религий"» в контексте: [...] "Бытие" из Ветхого Завета и с Новым Заветом.    Перейти к началу трактата [...]
sergey_plat
Aug. 8th, 2014 12:52 pm (UTC)
А одним файлом никак нельзя качнуть ваш текст?
golovastik_l
Aug. 8th, 2014 01:04 pm (UTC)
Нет, к сожалению.
livejournal
Aug. 8th, 2014 02:47 pm (UTC)
"Рацио религий"
Пользователь irinamedvedeva8 сослался на вашу запись в своей записи «"Рацио религий"» в контексте: [...] "Бытие" из Ветхого Завета и с Новым Заветом.    Перейти к началу трактата [...]
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

golovastik_l
головастик Эль

Latest Month

August 2016
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow